Детали по концепции альбома невероятно доставляют:) ANDANTE ШИРОКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА Многие народы мира рассказывают легенду о Спящем Короле - где-то под горой, в пещере, он спит вместе со своими воинами, его борода отросла до самой земли, в руках он держит меч и ждёт часа Последней Битвы. Битвы, в которой для окончательного решения судеб мира сойдутся в схватке силы добра и зла. Рагнарёк или Армагеддон - у этой последней битвы много имён, как много имён и у спящего короля. Хольгер Датчанин и Фридрих Барбаросса , король Артур и Карл Великий, скрытый имам шиитов и спящий под Карпатскими хребтами польский рыцарь, Ричард Львиное сердце и его вечный противник, благородный Саладдин - всех их ждут народы, которыми они некогда правили и в сердцах которых оставили неизгладимый след. Как рассказывают, раз в семь лет Спящий Король просыпается и спрашивает: " Пришло ли время?". Своим новым альбомом "Оргия Праведников" отвечает: "Да, время пришло!". Музыканты явно видят признаки наступающего конца времён и призывают спящих королей восстать и возглавить полки Армагеддона. "Come on, it's time for something biblical" - как поет группа Muse, с которой "Оргия Праведников" давно ощущает аффинность. ALLEGRO МИСТИЧЕСКАЯ ПОДОПЛЕКА ИЛИ ОТ ОБЩЕГО - К ЧАСТНОМУ. Другими словами, музыканты говорят: "Дело -труба", и труба эта не что иное, как Tuba Mirum, Глас Воскресения. Именно его ждут мрачные ряды могил на разных сторонах Кедронского потока. Восстав, два войска воскресших мёртвых обрушатся друг на друга, одни будут штурмовать стены Иерусалима, а другие защищать. А неподалёку, в долине Мегиддо ... впрочем, хватит легенд. "Оргия Праведников" не была бы "Оргией Праведников" если бы ограничилась лишь печальной констатацией того, что в мире дела не фонтан. В конце концов они таковы уже много тысяч лет, царь Соломон свидетель. "Оргия Праведников" группа-философ, и у них всё в порядке с осмыслением антиномии субъект-объект. Кто таков каждый из нас, как не Спящий Король, погребённый под горой собственных и чужих предубеждений, мнений и концепций, забот, вины, сожалений, игр подсознания и чёрт знает чего ещё? Именно этого Короля, заключённого в каждом из нас и пытаются разбудить музыканты. Ибо его пробуждение - это и есть "Спасение всех живых существ", к которому призывают буддисты, "Поворот течения Иордана вспять" алхимиков, "Царствие Небес" Христа, "Преестейственнейшее обожение" исихастов и "Световой человек" суфиев. Время отбросить маски, нацепленные на нас жизнью, встать в полный рост, вздохнуть полной грудью и пережить Радость, ведь Радость, как и Любовь - первейшее из Имён Божьих. "Радуйтесь!" - говорил Христос. "Радуйтесь непрестанно!" - вторил Ему апостол Павел. SCHERZO РАДОСТЬ - ИСКРА СЛАВЫ ГОРНЕЙ! Связующей нитью через альбом струится тема "Оды к радости" Шиллера, отрывки из которой на немецком возникают в подголосках многих песен и в конце звучат уже по-русски в переводе и исполнении фронтмэна группы Сергея Калугина. Радость - главная тема альбома, она стоит за самыми скорбными аспектами бытия, надо лишь прислушаться. Главное выражение Радости - танец, и каждая песня альбома и весь альбом в целом есть неистовый, исступлённый танец культур, времён, жанров музыкальных и поэтических. Этим всегда была славна группа, но никогда ещё этот сумасшедший микс, проходящий по самой грани эклектики, но никогда за неё не заступающий, не был так разнообразен и роскошен. Перед нами проносятся масоны в фартуках и бхакты богини Кали, с их непрестанным "Хрим! Шрим! Крим!", крик муэдзина сплетается с барокко и джазом, свирепый рейв перемежается простеньким но трогательным вальсом, который барабанщик, почему-то играет на 2/4 и, в котором, чёрт знает откуда взялись индейская чаранга и испанские кастаньеты, струнный квартет в духе Генделя сменяется американским кантри , кельтский метал-фолк молниеносно превращается в бетховенского масштаба симфонизм который, не успели мы опомниться, трансформируется в экстремальный фолк-дэт сепультуровского толка и так далее, и так далее. FINALE ЗРИ В КОРЕНЬ! Если же посмотреть в самую суть явления, которое называется "Оргия Праведников" мы увидим совершенно классического русского композитора, да, коллективного, но это именно продолжатели дела Римского-Корсакова и Чайковского, Рахманинова и Прокофьева, Скрябина и Стравинского. Русские композиторы всегда тяготели к широкой палитре, гигантизму и размаху, бесконечным играм с другими культурами и эпохами ("Ромео и Джульетта" ,"Ария варяжского/индийского гостя", "Прометей", "Полуденный отдых фавна") , как и русская поэзия всегда была полна "Бахчисарайскими фонтанами", песнями гондольеров и конквистадоров, индейцев и пиратов, рыцарскими балладами и касыдами в духе Руми. При этом всю эту свистопляску всегда накрывала глубокая славянская мелодичность, выраженная в звуках и словах. Именно такую картину мы увидим, если непредвзято, не отвлекаясь на современные формы подачи музыкальной мысли, посмотрим на музыку группы. Современные - далеко не только в том смысле, что музыканты используют синтезаторы, барабанную установку и ревущие гитары (которые, если вдуматься, просто аналог симфонических медных духовых), но и в том, что группа явно пользуется наработками серийной техники, характерной для композиторов второй половины 20 века. CODA ПЕСНИ! Все песни альбома с разных сторон заходят на одну цель, стараясь зацепить и пробудить дремлющее сознание. "Время будить Королей" - манифест, открывающий альбом и вкратце излагающий его программу. "Звёзды идут сквозь нас" - потрясающий эпик, повествующий об угасании личности в процессе старения (а может, болезни или наркотической зависимости) и открытии Вечного Лика, стоящего за личностью, которая есть пленяющая нас иллюзия. У песни есть ещё один аспект, который не сразу можно осознать - наши тела и в самом деле состоят из атомов, возникших миллиарды лет назад при взрыве Сверхновых, и эти атомы полностью сменяются в течение нескольких лет. Звезды совершенно буквально идут сквозь нас, и это потрясающе. "Ом Тат Сат" - индуистский шаманизм, в который удивительным образом затесалось бразильское танго, заканчивающийся симфоническим полотном циклопического масштаба. "Выше облаков" - экстатическая медитация, вырастающая из простой жизненной драмы. "Прыгай в огонь" - каббалистический и алхимический ("Работа в Красном") рейв, комедия дель-Арте и чистая пиромагия в духе Майринка. "Танец Казановы" - метал-барокко-рейв, гофманиада, поэма в мрачнейшем духе проклятых поэтов-романтиков. "От Бога до земли" – удивительный музыкально-поэтический эксперимент, в котором собственно песня является побочной темой всего произведения. Это самая стилистически разнообразная работа альбома, своего рода мини рок-опера. И, наконец, Opus magnum - "Северный ветер" ("По ту сторону льда"). Полотно, в котором Царь Соломон встречается с Дагоном, Джек-Воробей пишет "Рукопись, найденную в бутылке", путь на Север сакральной географии лежит через Центр Земли... Лучше просто услышать эту песню. Если, закончив слушать альбом, вы наберетесь терпения, и не выключите проигрыватель - вас ждет сюрприз, но сюрприз на то и сюрприз, чтобы оказаться неожиданностью, поэтому о нём больше ни слова. Итак, "Оргия Праведников", "Время будить Королей". Sapienti sat и, как поет в финале "Прыгай в огонь" блистательная Алёна Юркина - Vive le Roi!

Теги других блогов: музыка альбом концепция